?

Log in

No account? Create an account

Группа компаний "Аском"

Индикатор рынка недвижимости

Previous Entry Share Next Entry
Скоро в школу
askom1991
Пожалуй, сильнее всех перед началом учебного года волнуются и переживают первоклашки, а еще больше – их мамы и папы, бабушки  и дедушки. Став школьником ребенок вступает в переходный и один из самых важных и сложных периодов взросления. От того как пройдут первые годы учебы во многом зависит на сколько интересен для ребенка будет сам процесс познания, на сколько успешно будет проходить социальная адаптация, сложно ли заводить друзей и какой способ разрешения конфликтов будет выбран. Психологи говорят о том, что отношение к себе и к миру формируется в гораздо более раннем возрасте. Но при этом в первые школьные годы тренируется способность ребенка быть успешным и самостоятельным во внешней социальной среде.
Как же родители могут помочь своему ребенку справиться с действительно сложным периодом включения в новую (уже социальную) роль – роль школьника?
К сожалению, для многих родителей единственным показателем успешности ребенка являются его достижения в учебе – оценки, похвалы учителя, быстрота и скорость усвоения материала. Не говоря уже о том, что большинство нынешних первоклашек уже за несколько лет до школы вынужденно изучают все, что считают нужным родители. А в результате к первому классу вырабатывают стойкую неприязнь к учебе как таковой.
Основная же задача первого класса школы – заинтересовать ребенка возможностью изучать окружающий мир, разжечь исследовательскую искру познавать не для оценки, а потому что это интересно. Например, наблюдать как осенью желтеют листья, вести журнал наблюдений и искать ответы на вопросы, почему это происходит. Для семилетнего ребенка это масштабный исследовательский проект. Конечно, общеобразовательная школа с задачей построения проектного мышления, ориентированного на результат, без поддержки со стороны родителей не справится.

Принимайте ребенка таким, какой он есть. Казалось бы это очевидно. Но если вдуматься, так уж много родителей способны не завышать свои ожидания по отношению к ребенку? Не сравнивать ребенка с другими детьми, с общими нормами или с тем, каким вам бы хотелось его видеть. Поддержка родителей всегда и во всем (в учебе или в отношениях с другими детьми или взрослыми) – вот, что нужно ребенку в начальной школе.


Доверяйте ребенку и позвольте ему самому принимать решения. Рассуждать о проблемах вместе, а не давать готовые (собственные) способы их решения. Например, всегда послушный и дружелюбный ребенок в первом классе стал драться с другими детьми. Родители очень переживают и бояться, что их ребенка будут считать «хулиганом».  Они начинают наказывать ребенка, контролировать, или пытаться разрешить возникающие конфликты вместо ребенка. Конечно, учителя и родители пытаются понять истинную причину такого поведения, но при этом угнетают ребенка, показывая «неправильность» его поведения. Что же делать?
Разговаривайте с ребенком о его чувствах. Как он себя чувствовал в этот момент? Как ему кажется чувствовал себя другой ребенок? Что в этой ситуации можно было бы сделать еще? Что можно сделать сейчас, чтобы ситуацию исправить? В таких разговорах центральное значение имеют два момента: 1) ребенок учится понимать свои эмоции и говорить о них, в том числе и о негативных; 2) открыто разговаривая родители дают понять, что испытывать гнев, злость, страх, обиду нормально для всех людей, а значит можно научиться выражать их конструктивно (словами), а не деструктивно.
Помогите ребенку справиться с необходимостью выполнять правила. Школа очень регламентирована и многие дети к этому просто не готовы. Каждое правило для ребенка должно быть объяснённым  и понятным.  Максимально привлекайте ребенка в обсуждение ваших внутрисемейных правил, учитывайте его мнение. Тогда ребенок начнет воспринимать правило как определенную форму договора между людьми.
Когда пятилетний ребенок говорит родителям «Я знаю, что это правило. Но давайте мы его поменяем», или ученики третьего класса пытаются совместно договориться о правилах их класса, понимаешь, что это и есть «активная социальная позиция», которой так не хватает в обществе. Важно научить ребенка договариваться, т.е. не просто кричать свое «хочу», а пытаться услышать точку зрения всех заинтересованных сторон.
И конечно, не ожидайте, что приняв правило ребенок будет беспрекословно его выполнять. Иногда так интересно проверить, а что будет, если нарушить правило. То, как ведут при этом себя учителя  и родители, формирует умение человека нести ответственность за свои поступки.
Откажитесь в первом классе от посещения кружков и секций, создающих дополнительную нагрузку. Научите ребенка отдыхать: рисовать, петь, гулять общаться, мечтать. Побольше играйте вместе, первоклашке это необходимо. Игра – самый лучший способ расслабления, восстановления сил и преодоления психологических барьеров.


Рассказывайте ребенку о школе так, как есть. Не идеализируйте школу и уроки. Очень часто, желая помочь ребенку справиться с волнением перед началом школы, родители много и восторженно рассказывают о том, как в школе здорово, сколько нового он там узнает, сколько у него появится друзей и т.п. На деле все оказывается иначе, ребенку приходится преодолевать множество трудностей. Сохраняйте позитивный настрой, но при этом не обещайте ребенку, что в школе абсолютно ВСЕ будет интересным и простым. Дайте ребенку понять, что ему всегда помогут справится с любыми трудностями.